Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества № 163​​​​​​ сентябрь-октябрь 2019 года

 

Совет Федерации и ТПП России продолжают взаимодействие в сфере законотворческой деятельности

 

Под председательством Президента ТПП РФ С.Н. Катырина 22 октября 2019 года на площадке Палаты состоялась встреча руководства и актива ТПП России с руководством и членами Совета Федерации.

От Совета Федерации присутствовали Заместитель Председателя Совета Федерации Ю.Л. Воробьев, председатели Комитетов Совета Федерации В.Н. Бондарев, А.В. Кутепов, В.В. Рязанский, В.С. Тимченко, сенаторы Д.Ю. Василенко, С.Г. Митин, В.В.Полетаев, С.Н. Рябухин, А.Ю. Пронюшкин, К.К. Долгов, А.В. Синицын.

Обсуждены вопросы взаимодействия сторон, реализации механизмов «регуляторной гильотины» и реформы контрольно-надзорной деятельности, использования инфраструктуры ТПП РФ по поддержке экспорта и продвижению отечественной продукции на зарубежные рынки, выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, маркировки как инструмента борьбы с незаконным оборотом упакованной питьевой воды, развития семейного предпринимательства в стране.

Выступивший Заместитель Председателя Совета Федерации Ю.Л. Воробьев отметил, что мероприятие проходит в канун 90-летия Евгения Максимовича Примакова, при котором было подписано первое Соглашение о сотрудничестве между верхней палатой российского парламента и ТПП РФ. Он подчеркнул, что цель встречи – придать импульс взаимодействию и в целом диалогу власти и бизнеса. В частности, нужно наполнять новым содержанием двустороннее Соглашение, установить более тесные связи между комитетами, выходить на конкретные законодательные инициативы.

Большая часть выступления Президента ТПП РФ С.Н. Катырина была посвящена проблемам, волнующим отечественных предпринимателей.

Палата выступает за принятие нового современного Налогового кодекса РФ и за окончательное решение вопроса по законодательному урегулированию неналоговых платежей с созданием их реестра. Ее поддержкой пользуется и разработка так называемого «Инвестиционного кодекса» – пакета законов о защите и поощрении капиталовложений, который, по мнению экспертов ТПП РФ, должен распространяться на реализацию любых инвестиционных проектов, любых инвесторов без ограничений.

В ТПП РФ считают, что при рассмотрении федерального бюджета до 2022 года необходимо увеличить финансирование обрабатывающих отраслей промышленности, машиностроения, которые имеют хороший экспортный потенциал и высокий внутренний спрос. Кроме того, ТПП РФ высказывается за увеличение финансирования Фонда развития промышленности и обращает внимание на эффективность использования средств, выделяемых для реализации нацпроекта «малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

В ТПП РФ высоко оценивают работу, которую проводит временная комиссия Совета Федерации по совершенствованию правового регулирования в сфере госконтроля. На площадке комиссии будут обсуждаться окончательные корректировки законопроекта, который позволит защитить права и интересы всех участников контрольно-надзорной деятельности.

С темой административного законодательства тесно связан вопрос уголовной ответственности предпринимателей. В частности, ТПП РФ предлагает декриминализировать деяния, повторяющие составы административных правонарушений, связанные с мошенничеством, присвоением или растратой, нарушением валютного законодательства, а также деяния, связанные со спорами об авторских правах, и т.п.

Важной темой встречи стало обсуждение блока вопросов по реализации механизмов «регуляторной гильотины» и реформе контрольно-надзорной деятельности. Позицию Палаты представил Вице-президент ТПП РФ В.В. Чубаров, отметив, в частности, что реформа контрольно-надзорной деятельности и «регуляторной гильотины» должны идти совместно с реформой законодательства об административных правонарушениях.

Встреча широко освещалась в СМИ, на сайте Совета Федерации. Материалы, связанные с выступлениями докладчиков, и прессы, размещены на главной странице сайта Палаты в разделе «Новости».

Всего в мероприятии приняло участие порядка 80 человек. По результатам встречи совместно с Аппаратом Совета Федерации готовится итоговый протокол (рекомендации).

 

Диалог бизнеса и власти по налоговым вопросам состоялся

 

28, 29 октября 2019 года в Торгово-промышленной палате РФ проведен XV Всероссийский налоговый форум «Налоговая политика: взгляд бизнеса и власти». 

Количество участников Форума только побывавших в эти 2 дня в ТПП РФ составило более 1 600 человек. В рамках форума состоялось 7 тематических секций по различным вопросам налогообложения и пленарное заседание, в котором приняли участие Президент ТПП РФ С.Н. Катырин и Руководитель ФНС России М.В. Мишустин.

В своем выступлении С.Н. Катырин отметил, что наиболее уязвимая к изменениям в законодательстве и экономике категория бизнеса – это малые предприятия. Поэтому в свете грядущей отмены с 2021 года единого налога на вмененный доход необходимо предусмотреть постепенное сближение показателей, установленных в НК РФ и в Федеральном законе № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Так, в 209-ФЗ к малому бизнесу отнесены субъекты с выручкой до 800 миллионов рублей в год и численностью до 500 человек, а, например, «упрощенку» могут применять предприниматели, у которых выручка не более 150 миллионов в год, а численность не больше 100 человек. 

Президент Палаты отметил, что переход из одного режима налогообложения в другой должен быть постепенным и предложил дать возможность малым предприятиям добровольно платить НДС при определенных условиях; иметь возможность вернуться к «старым режимам», если превышение критериев имело разовый характер; допустить постепенный рост налоговой ставки с ростом выручки по специальным налоговым режимам. Это, по его мнению, позволит избавиться от проблемы дробления бизнеса.

Данное предложение было концептуально поддержано Руководителем Федеральной Налоговой Службы. М.В. Мишустин, в частности, отметил, что ФНС в данном направлении уже работает и проводит консультации с бизнесом. Но окончательное решение и модель плавного перехода от одного режима к другому будут сформированы в следующем году с учетом позиции бизнеса.

Руководителем ФНС России были также поддержаны два предложения Палаты, которые прозвучали в выступлении Президента ТПП РФ. Среди них возможность выставления счета-фактуры по длящимся контрактам, предметом которых являются однотипные отгрузки товаров, выполнение работ или оказание услуг, по итогам квартала или месяца, что будет способствовать упрощению налогового администрирования и сокращению документооборота. 

Также было поддержано распространение нулевой ставки НДС при трансграничном перемещении порожних контейнеров по маршруту железная дорога + море. Это позволит увеличить грузопоток из Китая в Европу и обратно примерно на 30% и увеличить бюджетные поступления за счет роста выручки российских перевозчиков. Аналогичная норма по порожним контейнерам в рамках железнодорожных перевозок уже введена в НК РФ по инициативе ТПП РФ.

Президент Палаты еще раз отметил необходимость скорейшего завершения процесса реформирования неналоговых платежей. Он подчеркнул, что внесение отдельных платежей в НК РФ не позволит решить проблему неналоговых платежей в целом. Работа в данном направлении должна быть комплексной по всем неналоговым платежам. Предложено вернуться к обсуждению отдельного законопроекта по неналоговым платежам. Необходимость комплексного решения проблемы также была поддержана Руководителем ФНС России.

М.В. Мишустин в своем выступлении подчеркнул, что в эпоху повсеместной цифровизации необходимо делать упор на развитие электронных сервисов и технологий, позволяющих отследить финансовые потоки и конечных бенефициаров, а также упростить взаимодействие с налоговыми органами. Ежегодно результаты контрольной работы налоговых органов улучшаются именно за счет модернизации работы электронных сервисов. 

Следующим шагом, объявил руководитель ФНС России, будет объединение баз данных ФНС и Банка России, что позволит вести более точный учет финансовых потоков и соответствующую уплату налогов по транзакциям.

Итоги Форума были широко освещены в СМИ, а его рекомендации направлены в органы государственной власти.

 

 

 

 

Две налоговых инициативы Палаты дополнили Налоговый кодекс РФ

 

ТПП России выступила с налоговыми инициативами, которые в период осенней сессии были поддержаны Госдумой и включены в НК РФ. В частности, был принят Федеральный закон от 29.09.2019 № 323-ФЗ          «О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Закон распространил действие нулевой ставки НДС на транзитные перевозки порожних контейнеров и вагонов в целях гармонизации налогового законодательства государств – членов Евразийского экономического союза. Принятие Закона позволит, как минимум на треть, увеличить грузопоток из Китая в Европу и обратно.

В принятом Федеральном законе от 29.09.2019 № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» была учтена еще одна инициатива ТПП РФ. В частности, упрощен порядок подтверждения экспортного НДС в отношении товаров, отправляемых российскими производителями через экспресс-перевозчиков. 

Соответствующая декларация для этих целей будет направляться по электронным каналам связи от ФТС России в налоговые органы и грузоотправитель сможет воспользоваться льготным нулевым экспортным НДС.

 

ТПП России направила в Госдуму предложения по корректировке проекта федерального бюджета на 2020-2022 годы

 

23 октября Государственной Думой принят в первом чтении правительственный проект федерального закона № 802503-7 «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».

Законопроект содержит основные характеристики бюджета:

- доходы в 2020 году – 20379,4 млрд. рублей, в 2021 году – 21246,5 млрд. рублей, в 2022 году – 22058,3 млрд. рублей;

- расходы в 2020 году – 19503,3 млрд. рублей, в 2021 году – 20634 млрд. рублей, в 2022 году – 21763,3 млрд. рублей;

- профицит в 2020 году – 876,1 млрд. рублей, в 2021 году – 612,5 млрд. рублей, в 2022 году – 295 млрд. рублей.

ТПП РФ подготовила и направила в профильный Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам свое заключение к первому чтению проекта бюджета, приняла участие в его экспертном обсуждении на площадках Совета Федерации и Общественной палаты Российской Федерации.

В сводном заключении по федеральному бюджету Комитета Государственной Думы и налогам по бюджету значительная часть замечаний ТПП РФ (в частности, о необходимости доступности кредитных ресурсов, о финансировании МСП, промышленности, о фискальной децентрализации доходов бюджетов всех уровней) нашла свое отражение.

Также подготовлены и внесены депутатом А.Г. Кобилевым в профильный Комитет Государственной Думы инициированные Палатой поправки ко второму чтению.

Так, в проекте бюджета заложены средства в размере 7 млрд. рублей на субсидии производителям сельскохозяйственной техники в 2020 году и по 2 млрд. рублей в 2021 и 2022 годах, что, по мнению ТПП РФ и бизнеса, недостаточно для развития отрасли.

Поправками Палаты предложено предусмотреть финансирование по статье расходов «Субсидии производителям сельскохозяйственной техники» ежегодно в размере 16,5 млрд. рублей в 2020-2022 годах.

Второе чтение федерального бюджета запланировано на 19 ноября т.г.

 

 

Правительством РФ подготовлен и внесен в Государственную Думу законопроект о защите инвестиций

 

Законопроект № 828237-7 направлен на формирование основ законодательства РФ об инвестиционной деятельности и ее развитие, создание правовой основы для системной и комплексной работы по поддержке вложения инвестиций частными инвесторами, закрепления юридически значимых договоренностей и ответственности между публично-правовыми образованиями и организациями, реализующими проекты.

ТПП РФ предлагала предусмотреть в новой инвестиционной концепции следующие позиции:

- распространить инвестиционный закон на реализацию любых инвестиционных проектов, налюбых инвесторов, на любые территории и на любые сферы без исключения (в настоящее время в проекте установлены ограничения на сферы торговли, игровогобизнеса, производства табачной продукции, добычи нефти, газа, финансовой страховой деятельности, операций с ценными бумагами и недвижимостью);

- распространить принцип презумпции добросовестности инвестора 
и толкования всех сомнений и неясностей законодательства по любым отраслям права в пользу инвестора (в итоговой редакции данное предложение ТПП РФ учтено);

- проводить в отношении нормативных правовых актов в сфере инвестиционной деятельности обязательную оценку регулирующего воздействия и антикоррупционную экспертизу (в итоговой редакциипредложение ТПП РФ учтено частично, в части проведения оценки регулирующего воздействия);

- увеличить отлагательные сроки вступления в силу нормативных правовых актов, устанавливающие дополнительные обременения для инвесторов, реализующих инвестиционные проекты (в итоговойредакции предложение ТПП РФ учтено частично, отлагательный срок увеличен с 2 до 3 лет);

- предусмотреть равноправные условия для всех участников инвестиционного проекта, в том числе, по возмещению любых расходов и компенсаций (предлагается предоставить инвестору вправо требовать возмещения всех расходов, в т.ч. неполученных доходов, убытков).

​Предложения ТПП РФ по законопроекту направлены в Администрацию Президента РФ, законопроект будет разослан по системе ТПП РФ для замечаний и предложений ко второму чтению.

 

Минэкономразвития России представило законопроект «Об основах разрешительной деятельности в РФ»

 

Минэкономразвития России направило в ТПП обновленную редакцию проекта федерального закона «Об основах разрешительной деятельности в Российской Федерации». Законопроект устанавливает правовые основы деятельности, в том числе закрепляет основные понятия, принципы разрешительной деятельности, ее формы (разрешительные режимы) и механизмы. 

Палатой сформулированы следующие основные замечания по законопроекту:

1) необходимо дополнительно установить принцип, в соответствии с которым отказ контролируемых лиц от предоставления вышеуказанных сведений не может повлечь отказ разрешительного органа в предоставлении или продлении разрешения;

2) необходимо установить исчерпывающий перечень форм разрешительной деятельности;

3) необходимо предусмотреть содержание реестра объектов разрешительной деятельности, его правовой статус, принципы формирования реестра, орган государственной власти, ответственный за ведение данного реестра;

4) конкретизировать, как именно результаты анализа практики применения законодательства в сфере разрешительной деятельности учитываются разрешительным органом при подготовке им позиции в рамках мониторинга правоприменения;

5) законопроект должен более конкретно описывать порядок досудебного (внесудебного) обжалования действий (бездействия) разрешительных органов, а также устанавливать четкие принципы и гарантии прав контролируемых лиц (например, право личного присутствия при обжаловании действий (бездействия) разрешительных органов);

6) предельный срок приостановления разрешения должен быть равен не 60, а 30 календарным дням;

7) законопроектом предусмотрено, что одним из оснований прекращения действия разрешения является привлечение обладателя разрешения к административной ответственности за воспрепятствование законной деятельности должностного лица разрешительного органа, повлекшее невозможность проведения или завершения мероприятий по государственному контролю (надзору) в отношении обладателя разрешения.

Учитывая, что частью 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ такой вид ответственности как прекращение действия разрешения не предусмотрен, установление двойной ответственности, которая не предусмотрена КоАП РФ, является избыточной мерой, влекущей создание дополнительных необоснованных барьеров для бизнеса;

8) необходимо установить исчерпывающий перечень случаев прекращения (аннулирования, отзыва) разрешений. В ближайшее время законопроект будет вынесен на рассмотрение Комиссии Правительства РФ по законопроектной деятельности.

 

Верховный Суд Российской Федерации готовит разъяснения о расследовании налоговых преступлений

 

05 сентября 2019 года в Верховном Суде Российской Федерации состоялось заседание рабочей группы по подготовке проекта постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления» под руководством заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации Рудакова С.В, в котором приняли участие представители ТПП РФ.

В ходе заседания представители бизнес-объединений выступили с консолидированными предложениями о необходимости серьезной доработки проекта.

По мнению ТПП РФ, проект постановления Пленума должен содержать разъяснения по следующим вопросам:

- об исчислении срока давности по налоговым преступлениям, который должен исчисляться с даты неуплаты налога в срок, установленный налоговым законодательством;

- об отсутствии в действиях налогоплательщика признаков преступления в случаях, если контрагент налогоплательщика, имеющий признаки фиктивности, не уплатил налоги, при отсутствии сговора с таким контрагентом или признаков подконтрольности контрагента таким лицам;

- о необходимости учитывать судам то обстоятельство, что деяния, связанные с незаконным возвратом ранее уплаченных налогов в связи с подачей уточненных деклараций (расчетов), не могут быть квалифицированы по ст. 159 УК РФ. При наличии признаков уклонения от уплаты налогов, сборов, страховых взносов такие действия подлежат квалификации по статьям 198 или 199 УК РФ;

- о необходимости учета вступивших в законную силу судебных актов по вопросам и обстоятельствам, имеющим значение для рассмотрения уголовных дел, в том числе решений судов по налоговым спорам, и обязательной проверке наличия обстоятельств, которые могут иметь преюдициальное значение применительно к рассматриваемому судом делу;

- конкретизировать правило о том, что при определении размера ущерба необходимо выявлять действительный размер налогового обязательства в соответствии с налоговым законодательством. При этом должны учитываться в совокупности все факторы как увеличивающие, так и уменьшающие размер неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов. Действительный размер налогового обязательства в любом случае не может быть выше суммы налога к уплате, которая должна возникнуть у организации при надлежащем соблюдении ею требований законодательства о налогах и сборах;

- о разграничении ответственности за уклонение от уплаты налогов и за налоговое правонарушение;

- о необходимости разграничения составов преступлений по ст. 159 УК РФ и ст. 199 УК РФ в зависимости от умысла привлекаемого к ответственности лица – уменьшение налоговых обязательств или хищение денежных средств из бюджета;

- о конкретизации понятия «иные документы» для целей статей 198 и 199 УК РФ, и о ряде других проблемных вопросов, возникающих при расследовании уголовных дел о налоговых преступлениях.

Все предложения ТПП РФ и других бизнес-объединений будут рассмотрены на ближайшем заседании Научно - консультативного совета Верховного Суда РФ. 

 

ТПП РФ предлагает предоставлять в аренду без торгов земельные участки для строительства объектов цифровизации

 

ТПП РФ подготовлены поправки в Земельный кодекс Российской Федерации, которые направлены на получение юридическими лицами в аренду без торгов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства различных объектов информационной и коммуникационной инфраструктуры в целях реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 09.05.2017 N 203.

В настоящее время в части цифровизации Земельный кодекс Российской Федерации допускает возможность получения юридическими лицами в приоритетном порядке (без торгов) земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, только для размещения на нем объектов, предназначенных для обеспечения связи (то есть вспомогательных объектов).

Предоставление возможности заключения до 31 декабря 2031 (то есть до конца срок реализации Стратегии) с юридическими лицами договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов для целей строительства и размещения различных объектов информационной и коммуникационной инфраструктуры позволит повысить инвестиционную привлекательность создания в короткий срок объектов информационной и коммуникационной инфраструктуры, удовлетворить информационные потребности регионов (муниципальных образований) и временно снизить административный барьер в целях развития цифровой экономики в Российской Федерации.

Законопроектом также предлагается поручить Правительству Российской Федерации определить перечень перспективных объектов информационной и коммуникационной инфраструктуры и перечень территорий, на которых допускается строительство указанных объектов, и пересматривать ежегодно указанный перечень.

Законопроект направлен в Минэкономразвития России, Минкомсвязь России в целях получения отзывов.

 

ТПП РФ предлагает освободить грузоотправителей от штрафа в случае перевозки груза навалом, насыпью или наливом

 

ТПП РФ разработаны поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которые направлены на исключение привлечения грузоотправителя к административной ответственности при погрузке (перевозке) груза навалом, насыпью или наливом при превышении допустимых нагрузок на оси транспортного средства.

Мотивом к разработке данного законопроекта явилось необоснованное распространение действия одной нормы (части 
10 статьи 12.21.1 КоАП РФ) на все виды перевозимых грузов без учета их природы. Если груз перевозится навалом, насыпью или наливом, то исключить его перемещение в пределах кузова (автоцистерны) автомобиля при маневрировании, торможении, ускорении автомобиля объективно грузоотправитель не может. 

При движении автомобиля такой груз распределяется по кузову (автоцистерне) автомобиля в зависимости от разных факторов: от режима езды, выбранного водителем, от рельефа дороги, от конструкции кузова (автоцистерны) и т.д. На такие факторы после движения автомобиля грузоотправитель объективно повлиять не может, и соответственно, каким-либо образом предвидеть или осуществить контроль нагрузки по осям автомобиля перевозчика. 

Законопроект направлен в Минтранс России с целью получения отзыва.

 

ТПП РФ предлагает пересмотреть подходы к применению антимонопольного законодательства

 

ТПП РФ направлены в Верховный Суд Российской Федерации предложения для включения в готовящийсяпроект постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по применению антимонопольного законодательства. 

В проект постановления предложено включить разъяснения о разграничении «предупреждения» от «предписания», установить критерии определения доминирующего положения хозяйствующих субъектов и необходимости доказывания причинно-следственной связи между заключением соглашений хозяйствующими субъектами и наступлением от этих действий вредных (запрещенных законом) последствий. 

Палата предлагает дать разъяснения о том, что во всех случаях, когда предупреждение выдается при наличии признаков правонарушения, требующего анализа состояния конкуренции на товарном рынке, антимонопольный орган, прежде чем определять признаки такого правонарушения, должен провести предварительный анализ состояния конкуренции на соответствующем товарном рынке, который будет содержать выводы, достаточные для того, чтобы установить предпосылки для наличия или отсутствия признаков нарушения Закона о защите конкуренции. 

При этом вывод о доминирующем положении хозяйствующего субъекта, сделанный по итогам проведения такого анализа, не может являться достаточным основанием для выдачи предупреждения, так как антимонопольный орган в обязательном порядке должен установить признаки конкретного правонарушения.

Кроме того, в предупреждении антимонопольного органа нередко устанавливается обязанность хозяйствующего субъекта перечислить полученный доход в государственный бюджет. Такие требования, по мнению ТПП РФ, не являются законными и не соответствуют существу и природе предупреждения. В этой связи в проекте постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации предложено дать разъяснения о том, что  предупреждение не должно носить характер предписания и не может включать в себя требования о перечислении в федеральный бюджет дохода, предполагаемо полученного от совершения нарушения.

Также, по мнению Палаты, действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение совместно с иными хозяйствующими субъектами (коллективное доминирование), не должны расцениваться как злоупотребление доминирующим положением, если в отношении конкретного лица не доказано наличие обязательных признаков, предусмотренных частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции.

 

Работа над новым Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях продолжается

 

В Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации с участием представителей ТПП РФ обсуждены первые результаты деятельности рабочей подгруппы, ответственной за подготовку предложений в новый КоАП РФ по вопросам Общей и Особенной частей.

На заседании рассмотрена и поддержана предлагаемая разработчиками структура Общей и Особенной частей будущего КоАП РФ, которые в целом  соответствуют ранее одобренной Концепции реформирования законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях.Отмечено, что новый КоАП РФ должен лишиться до 50% избыточно установленных норм ответственности. 

При этом не нашло поддержки членов рабочей группы предложение МВД РФ об установлении в КоАП РФ нового отягчающего обстоятельства совершения административного правонарушения – нахождение в салоне транспортного средства несовершеннолетнего. Также не поддержано предложение об увеличении максимальных размеров штрафов для физических, юридических и должностных лиц. Одновременно поддержано предложение об исключении из нового КоАП общих норм (действующая ст. 3.5 КоАП РФ), устанавливающих максимальный размер штрафа, и возможности введения таких ограничений в санкциях конкретных статей.

Одновременно отмечено, что «приостановление деятельности» останется в новом КоАП РФ в качестве административного наказания и в качестве обеспечительной меры (как и предлагалось ранее бизнес-объединениями) использоваться не будет.Окончательная структура Общей и Особенной частей КоАП РФ будет сформирована не ранее декабря 2019 года. Предполагается, что текст статей Общей и Особенной частей может быть представлен для обсуждения уже в 1 квартале 2020 года.      

Кроме того, представители ТПП РФ приняли участие в заседании рабочей подгруппы, ответственной за подготовку предложений в новыйКоАП РФ по вопросам исполнения решений о привлечении к административной ответственности.

На заседании обсуждался пилотный текст разработанного ФССП России Раздела V нового КоАП РФ «Исполнение административных наказаний».

Участниками совещания высказан целый ряд критических замечаний к представленному тексту. В частности, отмечена необходимость корректировки названий будущих статей, установления в проектных нормах конкретных сроков отсрочки исполнения наказания, сроков давности исполнения наказания, увеличения до реально исполнимых сроков уплаты административных штрафов.

В тексте рассмотренных норм в целом учтены предложения бизнес-объединений о предоставлении возможности оплаты половины суммы наложенного административного штрафа за все правонарушения, не являющиеся грубыми. Доработка рассмотренных норм Раздела V нового КоАП РФ будет осуществляться с учетом будущих положений норм Общей и Особенной частей КоАП РФ.   

 

Палата предложила механизм налогообложения неэлектронных услуг

 

С 1 января 2019 года вступили в силу поправки в НК РФ, согласно которым иностранные поставщики электронных услуг при реализации их российским компаниям и индивидуальным предпринимателям должны встать на налоговый учет в РФ и уплачивать НДС самостоятельно. Ранее такой порядок действовал только в отношении операций с физическими лицами (режим создан для Uber, Gett и пр.), а российские организации выступали налоговыми агентами для своих иностранных партнеров.

Кроме того, Минфин и ФНС России в своих разъяснениях к электронным услугам приравняли и прочие услуги, которые оказываются иностранными компаниями в пользу российских лиц. При этом возможность отразить соответствующие операции в рамках действующих форм отчетности фактически отсутствует.

Данное обстоятельство существенно увеличивает налоговые издержки для бизнеса, а также имеет определенные бюджетные риски, поскольку компании приостановили соответствующую деятельность до прояснения ситуации.

В целях упрощения и гармонизации положений налогового законодательства Палата предложила для всех видов реализации (электронной и неэлектронной), где местом реализации является РФ, установить единые принципы для регистрации (постановки на учет) иностранной организации для целей НДС (НДС-офис). 

Основанием для обязательной регистрации (постановки на налоговый учет) для целей НДС иностранных организаций может стать одновременное соответствие следующим критериям: 

местом реализации услуг признается Российская Федерация (по принципу нахождения «покупателя» работ, услуг); 

отсутствует «сертифицированный налоговый агент» («квалифицированный налоговый агент») или отсутствует возможность (целесообразность) идентификации покупателей; 

сумма годовой выручки по услугам, местом реализации которых является место нахождения покупателя услуг, превышает порог применения упрощенной системы налогообложения.

Положительными эффектами от внесения указанных изменений будут простота администрирования НДС, уплаченного российским налогоплательщиком агентом, зарекомендовавшая себя на протяжении многих лет, и предотвращение «утечек» НДС по всем видам реализации, когда местом реализации признается территория Российской Федерации, но отсутствует механизм уплаты НДС в бюджет и контроля за полноценностью выплат. Кроме того, это позволит существенно снизить сложности и неопределенности, как для российских, так и иностранных юридических лиц.

Целесообразно также разграничить регистрацию и уплату НДС по другим основаниям, например, когда ИНН у иностранной организации имеется в связи банковским счетом или недвижимостью в РФ или по иным основаниям постановки на учет. Полагаем, что указанные обстоятельства  не должны автоматически являться основанием для целей декларирования НДС.

Кроме того, если иностранная компания осуществляет деятельность через российское обособленное подразделение, то представляется разумным использовать его для декларирования НДС только в случае, если работы (услуги) оказаны через это обособленное подразделение. 

С точки зрения эффективности контроля и упрощения администрирования, представляется целесообразным и разумным разрешить иностранной компании со специальной НДС-регистрацией (НДС-офисом) выступать в качестве налогового агента при приобретении товаров, работ, услуг у незарегистрированных иностранных организаций, исполнять обязанности налогового агента для третьих лиц, а также осуществлять уплату НДС при ввозе товаров с территории ЕАЭС (с оформлением подтверждения о ввозе товаров и уплате косвенныхналогов).

 

Минфин России одобрил предложения ТПП РФ по ограничению способов конкурентных закупок

 

Минфин России одобрил подготовленный ТПП РФ законопроект по установлению закрытого перечня конкурентных закупок.

Действующим законодательством предусмотрен открытый перечень способов осуществления конкурентных закупок. В результате заказчики имеют право самостоятельно разрабатывать способы осуществления закупок под конкретного исполнителя. Данная ситуация негативно влияет на конкуренцию между участниками, а также создаёт предпосылки для сговора недобросовестных заказчиков с поставщиками».

По состоянию на 2018 год применяется уже более 5 тысяч уникальных способов закупок, устанавливающие в отдельных случаях требования, которым может отвечать конкретный поставщик, что лишь маскирует закупки у единственного источника.

Палата выступает за установление исчерпывающего перечня способов конкурентных закупок, условия которых будут заранее известны всем участникам государственных закупок, что позволит повысить прозрачность закупок и обеспечит повышение добросовестной конкуренции, целесообразное расходование бюджетных денежных средств.

В соответствии с позицией Минфина России предложения ТПП РФ будут в ближайшее время учтены при подготовке правительственного законопроекта, вносящего изменения в Федеральный закон от 18.07.2011г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

 

ТПП РФ разработан законопроект, направленный на улучшение положения субъектов МСП

 

ТПП РФ разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законопроект направлен на реализацию национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и предусматривает расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к приобретению имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности.

Законопроект устанавливает следующие изменения:

• предоставляет субарендаторам (субъектам МСП) право приоритетного приобретения арендуемого недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности, наравне с арендаторами;
• предоставляет собственнику имущества право разделять арендуемое субъектами МСП недвижимое имущество на отдельные объекты в целях их дальнейшей реализации.

В настоящее время законопроект проходит согласование в Минэкономразвития России.

 

 

Коротко: 

05 сентября Правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроект № 789090-7 «О внесении изменений в Федеральный закон              «О защите конкуренции». Законопроектом предлагается закрепить в законодательстве понятие «система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства», установить порядок организации хозяйствующими субъектами такой системы соответствия.

18 сентября Правительством РФ принято постановление № 1205               «О внесении изменений в Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема». Постановлением предусматриваются следующие изменения:

Сокращен срок оплаты по закупкам у субъектов малого бизнеса.

Максимальный срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) сокращен с 30 до 15 календарных дней.

Нововведения касаются закупок, участниками которых являются субъекты МСП, а также субъекты, привлекающие к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов МСП.

18 сентября состоялось очередное заседание подгруппы по вопросам процессуально-правового обеспечения реализации механизма «регуляторной гильотины» при рабочей группе по подготовке предложений по совершенствованию системы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. По итогам голосования и по предложению ТПП РФ принято решение рекомендовать Правительству РФ не исключать из сферы регулирования законопроекта о КНД виды контроля (надзора), осуществляемые ФАС России, МВД России, Росгвардией, Росалкогольрегулированием, ФСИН России, Минсельхозом России, МЧС России, ФНС России (в части ККТ), Ространснадзором.

20 сентября распоряжением Правительства РФ № 2129-р утверждена Стратегия развития туризма в России до 2035 года. Стратегия направлена на развитие внутреннего и въездного туризма за счёт создания и развития туристских территорий со специальнымипреференциальными режимами, реализации комплексных проектов создания туристской и обеспечивающей инфраструктуры, формирования и продвижения качественного и конкурентоспособного туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках, увеличения доступности туристских услуг, отдыха и оздоровления для российских граждан. Планируется также развитие отдельных видов туризма, в том числе детского, культурно-познавательного, горнолыжного, круизного, экологического и делового. В результате реализации Стратегии к 2035 году количество внутренних туристских поездок на одного жителя должно увеличиться более чем в 2 раза, экспорт туристских услуг – более чем в 3 раза, инвестиции в сферу туризма – в 3 раза.

21 сентября постановлением Правительства РФ № 1228 Россия приняла на себя обязательства, предусмотренные Парижским соглашением по климату, принятым 12 декабря 2015 года 21-й сессией Конференции Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Российская Федерация подписала Парижское соглашение 22 апреля 2016 года. 

25 сентября Правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроект № 799282-7 «О внесении изменений в Федеральный закон           «Об отходах производства и потребления». Законопроектом предусматриваются следующие изменения:

•​возможность накопления твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) в местах (на площадках) накопления отходов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования в соответствии с территориальной схемой в области обращения с отходами, утверждённой в соответствии с установленным порядком в субъекте РФ, на срок не более чем тридцать шесть месяцев;

•​увеличение срока накопления ТКО, в течение которого плата за размещение не взимается, по объектам накопления, не имеющим круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования, до тридцати шести месяцев.

10 октября Минэкономразвития России представило проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в целях развития национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства». Законопроектом устанавливается понятие и определяются основные принципы деятельности системы организаций (АО «Корпорация «МСП», АО «МСП Банк», региональные гарантийные организации), обеспечивающих кредитно-гарантийную поддержку субъектам МСП.АО «Корпорация «МСП» получает статус организации, координирующей деятельности участников системы по предоставлению независимых гарантий и (или) поручительств по обязательствам субъектам МСП.

14 октября Правительство РФ представило проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части согласования с контрольным органом в сфере закупок заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся».

Законопроект предусматривает заключение контракта по результатам признания несостоявшимися конкурса, аукциона или запроса предложений в связи с наличием только одной поданной и соответствующей установленным заказчиком требованиям заявки либо в связи с признанием только одной заявки соответствующей таким требованиям, если начальная (максимальная) цена контракта превышает предельный размер начальной (максимальной) цены контракта, который устанавливается Правительством РФ, исключительно по согласованию с контрольным органом в сфере закупок.

16 октября группой депутатов в Государственную Думу был внесен проект федерального закона № 815115-7 «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации». Законопроект направлен на установление правовых, организационных, технологических и экономических основ в области виноградарства и виноделия, определение форм, условий и порядка осуществления государственной поддержки в данной области, установление полномочий, в том числе контрольных, органов государственной власти и местного самоуправления, а также правового положения лиц, осуществляющих деятельность в области виноградарства и виноделия. Законопроект для формирования возможных предложений/замечаний направлен в территориальные торгово-промышленные палаты Южного федерального округа, а также в Комитет ТПП РФ по развитию потребительского рынка.

16-17 октября с участием представителей ТПП РФ прошла очередная ХХIII Международная конференция«Роль интеллектуальной собственности в прорывном научно-технологическом развитии общества», ежегодно организуемая Роспатентом. На конференции обсуждались самые актуальные вопросы в сфере интеллектуальной собственности: необходимость введения обязательного рассмотрения спора по интеллектуальным правам в административном порядке до обращения в суд, правовые проблемы защиты дизайна, проблемы взаимоотношений в сфере интеллектуальной собственности между государственными заказчиками и организациями и пр.Зарубежные коллеги выступили с освещением примеров разрешения указанных проблем в США, Европе, Китае. 

22 октября в Государственную Думу Правительством РФ внесен проект Федерального закона № 818933-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Законопроектом предлагается разрешить всем иностранным собственникам жилья в России выступать принимающей стороной и предоставлять его для фактического проживания другим иностранцам. 

24 октября на площадке РГАИС проведено заседание Совета ТПП РФ по интеллектуальной собственности. В рамках темы заседания «Культурные индустрии и коммерциализация интеллектуальной собственности в РФ в XXI веке – вызовы и решения» были рассмотрены вопросы развития бизнеса в сфере авторского права, вопросы авторского права как основы развития малых и средних предприятий, связанных с культурными индустриями, и пр. 

Итогом заседания стало решение о создании временной рабочей группы для участия в подготовке законопроекта о служебных произведениях и авторах, разрабатываемого в настоящее время Роспатентом. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован