04 ноября 2004
4095

Леонид Драчевский: Причина всех бед - сверхдоходы уходят из Сибири

Интервью полномочного представителя президента в Сибирском федеральном округе Леонида Драчевского корреспонденту журнала `Эксперт`
Справедливо ли, на ваш взгляд, утверждение, что главными проблемами Сибири сегодня являются неразвитость инфраструктуры, плохая демографическая ситуация и недостаток инвестиций?

Те проблемы, о которые вы говорите, действительно очень важны для Сибири, но считать их главными было бы неправильно. Они - скорее следствие, чем причина, а в основе лежат явления более глубокие. Плохая демографическая ситуация, неразвитость инфраструктуры, недостаток инвестиций вызваны, в частности, тем, что рентные платежи - те сверхдоходы, которые извлекаются при эксплуатации сибирских природных богатств, - уходят из регионов Сибири и не работают на ее экономику. Ресурсодобывающие отрасли, в основном представленные здесь, не создают базы для экономического роста и развития Сибири - в лучшем случае они воспроизводят сами себя. Ни в наукоемкое производство, ни в лесопромышленный комплекс, который может стать чрезвычайно перспективным, ни в сельское хозяйство, ни в развитие инфраструктуры деньги практически вообще не вкладываются. Уменьшается количество рабочих мест - отсюда и ухудшение демографической ситуации.

Являясь крупнейшим в стране регионом - производителем электроэнергии, газа, топлива, металлов, Сибирь имеет в общем объеме инвестиций долю на уровне восьми процентов. В Сибирском федеральном округе самая высокая в стране доля инвестиций, осуществляемых за счет собственных средств предприятий, - около семидесяти процентов от общего объема. Это неправильно само по себе, ведь вложение федеральных денег в какой-то проект ценно не только с финансовой точки зрения, но и как сигнал инвесторам, демонстрирующий значимость данной отрасли или предприятия.

Проблему недостаточного развития инфраструктуры в регионе федеральное правительство планирует решать посредством развития транспортной системы, о чем заявил на Байкальском форуме, БЭФе, министр транспорта Сергей Франк. А в чем, на ваш взгляд, должна заключаться роль региональных властей в развитии инфраструктуры? Готовы ли руководители сибирских регионов частично взять на себя решение этой проблемы?

Учитывая сложность и масштабность проблемы транспортного освоения восточных регионов страны, ее значимость для экономической безопасности России, участники Байкальского экономического форума говорили о необходимости усилить опорную транспортную решетку Сибири и Дальнего Востока. Для этого предлагается наряду с использованием имеющихся и строительством новых магистральных железных и автомобильных дорог развернуть комплекс строительства межрегиональных и внутрирегиональных коммуникаций на территориях с благоприятными природно-климатическими условиями. Реализация стратегии экономического развития Сибири также связана с созданием транспортных схем, причем развитие коммуникаций и инфраструктуры должно не следовать за ростом экономики, а опережать и стимулировать его. Здесь интересы сибирских регионов полностью совпадают с теми направлениями, о которых говорил Франк. Возьмем, к примеру, ликвидацию разрывов, существующих на дороге Москва-Хабаровск и конкретно между Читой и Хабаровском. Как только эта дорога будет завершена, она создаст альтернативу Транссибирской железнодорожной магистрали, грузопоток резко возрастет, появятся новые рабочие места. Или другой пример. После пленарного заседания БЭФа мы с министром транспорта побывали на строительстве нового моста через Ангару - когда он будет готов, пропускная способность иркутского транспортного узла значительно увеличится.

С другой стороны, сегодня совершенно очевидно, что для сохранения единства экономического пространства страны необходимо оставить наиболее важные транспортные пути и транспортную инфраструктуру в федеральной собственности. В то же время развитие сети федеральных дорог стимулирует грузо- и пассажиропоток в регионах. И прямая выгода местных властей заключается не только в том, чтобы содержать региональные дороги, но и в том, чтобы иметь хорошие дороги федерального значения на территории региона. Руководители регионов готовы вкладывать средства в строительство объектов инфраструктуры, эта работа ведется совместно федеральными и региональными силами и уже довольно давно финансируется из региональных и федерального бюджетов - пятьдесят на пятьдесят.

Вы неоднократно говорили о том, что отток населения из Сибири обусловлен экономическими причинами. Допустимо ли привлечение иностранной рабочей силы на территорию региона, если там не хватает работы и для собственного населения? Не связана ли проблема сибирской безработицы с нелегальной иммиграцией?

Рыночная экономика предполагает свободное перемещение через границу не только товаров и услуг, но и рабочей силы. Здоровая конкуренция на рынке труда - один из важных аспектов устойчивого социально-экономического развития Сибири и необходимое условие интеграции в международный рынок труда.

На проблеме привлечения иностранных рабочих часто пытаются спекулировать в каких-то политических целях. Но возможность использования дешевой рабочей силы во многих случаях выгодна, если миграция трудового населения проходит в рамках существующей системы допуска и не носит стихийного и криминального характера. К примеру, на многих грязных и непрестижных работах в регионах Восточной Сибири сегодня заняты китайцы, корейцы. Они не отнимают рабочие места у сибиряков, поскольку трудятся на малооплачиваемой и не востребованной местным населением работе.

Я считаю, что наши основные задачи в этой сфере - следить за соблюдением законности при найме иностранцев и перекрыть нелегальные каналы миграции. Однако это особая тема, никак не связанная с проблемой занятости в регионе.

Демографическая ситуация усугубляется еще и за счет того, что население покидает северные районы. Северные территории обезлюдеют и будут потеряны для экономики страны? Или вахтовый метод полностью заменит строительство нормальных городов?

Ввести сегодня вахтовый метод работы на всех северных территориях невозможно, поскольку в течение многих лет там создавалась большая социальная инфраструктура, ликвидировать которую нельзя. Такие города, как Норильск, должны развиваться дальше. Но вряд ли целесообразно создавать новые поселения в районах с неблагоприятным климатом - ведь ресурсы все равно рано или поздно будут исчерпаны, и город-сад может превратиться в очаг социального бедствия.

Уже признано, что в районах Крайнего Севера организация работ вахтовым методом предпочтительнее возведения городов и поселков. Так зачем, например, строить в заполярных городах потрясающие спортивные сооружения, которые используются раз в год? Гораздо рациональнее и правильнее было бы провести на межрегиональном уровне аккумуляцию и перераспределение средств и потратить эти деньги на развитие инфраструктуры, на строительство жилья для северян в южных районах Сибири, где климатические условия больше подходят для проживания. Туда смогут переселиться пенсионеры-северяне, там будут жить семьи вахтовиков.

Насколько актуален для Сибири девиз Второго Байкальского экономического форума - `Бизнес и здоровье нации`? Согласны ли вы с мнением, что, выдвигая подобные лозунги, власти стараются переложить на плечи бизнеса свою собственную обязанность -. заботу о здоровье населения?

Власть несет ответственность за здоровье нации и опосредованно, через законы и с помощью имеющихся у нее рычагов, вовлекает в это бизнес. Поскольку бизнес использует человеческие ресурсы, он должен быть заинтересован в их возобновлении. Многие руководители компаний, предприятий прекрасно понимают это уже сейчас - здесь все решает способность руководителя видеть перспективу, рассчитывать экономическую целесообразность тех или иных вложений в трудовые ресурсы. Для многих предприятий сегодня кадровый голод стал настоящей проблемой и они начинают активно заботиться о своих сотрудниках. Иркутское авиационное предприятие, например, когда-то передало городу всю социальную сферу. Сегодня завод, встав на ноги, заинтересован в том, чтобы люди держались за свое рабочее место, и начинает понемногу возрождать социальную сферу, возвращать объекты на свой баланс. Завод `Омскшина` держит свой профилакторий: посылать людей в Сочи дорого, а в профилактории у него рабочие отдыхают и оздоравливаются. Большие социальные программы есть у `Норильского никеля`, `Базового элемента`, ЮКОСа. Я привожу эти примеры, чтобы показать, что власть и бизнес не антагонисты, а партнеры. Власть подсказывает бизнесу, как ему лучше вести себя, и не позволяет хищнически пользоваться человеческим ресурсами.

На Втором Байкальском экономическом форуме много говорили о `социальной ответственности бизнеса`. В чем, на ваш взгляд, такая ответственность заключается и в каких делах она должна проявляться?

Когда мы говорим о социальной ответственности бизнеса, то, как правило, имеем в виду необходимость роста уровня и качества жизни населения одновременно с развитием производства. Бизнес может оцениваться положительно только в том случае, если его интересы учитывают интересы трудового коллектива, населения той территории, на которой он существует. Отдельные представители крупного бизнеса уже начинают при планировании своей деятельности учитывать социальные интересы территорий. Последние решения по развитию малого предпринимательства, принятые высшим руководством страны, направлены на создание эффективной экономики, обеспечивающей одновременное развитие производства и социальной сферы.

Единственным итогом Первого Байкальского экономического форума стало обсуждение `Концепции развития Сибири`. Будут ли, на ваш взгляд, результаты Второго БЭФа более заметными?

На Первом Байкальском экономическом форуме много говорилось о направлениях стратегического развития Сибири. Результаты проделанной там работы впоследствии были использованы при создании `Стратегии экономического развития Сибири`, подготовленной по поручению президента и утвержденной распоряжением правительства в июне две тысячи второго года. Этот документ обозначает долгосрочные ориентиры экономического развития Сибири в увязке со стратегическими интересами России в целом.

Говоря о результатах Байкальского экономического форума и ожиданиях, связанных с ним, я не раз подчеркивал, что значение подобных форумов не измеряется числом контрактов, подписанных непосредственно в дни его проведения. Задача Байкальского экономического форума шире - она заключается в первую очередь в постановке проблем, поиске баланса интересов всех участвующих сторон.

Если же говорить о привлечении инвестиций, то мы понимаем, что в отношении инвестиционной привлекательности регионы Сибири уступают мировым стандартам. Здесь пока ведется больше общих разговоров, нежели делается практических шагов. Между тем любой бизнес строится на конкретике, возможности опоры на точный расчет, на реальные гарантии.

Сегодня Сибирь называют сырьевым придатком России. Считаете ли вы, что эту ситуацию необходимо изменить?

Нужно быть реалистами и понимать, что по меньшей мере в ближайшие несколько десятилетий российская экономика не сможет уйти от сырьевой направленности. Но именно сырьевой сектор сегодня может и должен создать основу для перехода к иной - более современной - структуре российской экономики.

Перспективы экономического развития Сибири и ее место в российской экономике определяются в первую очередь огромным ресурсным потенциалом региона. Однако есть и другие факторы: высокий производственный, научно-технический и научно-образовательный потенциал. В Сибири развиты такие отрасли, как топливная промышленность, энергетика, черная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка, лесная и деревообрабатывающая промышленность, работает более двухсот научно-исследовательских и опытно-конструкторских центров сибирских отделений Российской Академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, министерств и ведомств, более ста высших учебных заведений. Образовательный комплекс способен обеспечить потребности развивающейся экономики в высококвалифицированных кадрах. Принимая во внимание тот факт, что в стоимости наукоемкой продукции затраты на транспорт и энергию относительно невелики, сибирская наукоемкая продукция сможет конкурировать с продукцией других регионов. Следовательно, перспективное развитие Сибири определяется эффективным использованием природных ресурсов, развитием транспорта, наукоемких производств.

Совершенствование использования природных ресурсов непосредственно связано с технологической модернизацией промышленности и внедрением новых технологий. Необходимо не просто добывать полезные ископаемые, а налаживать мощности по переработке, создавать конечную продукцию. Кроме того, важным направлением оптимизации использования ресурсного потенциала должно стать совершенствование системы налогообложения предприятий минерально-сырьевого сектора экономики.


Эксперт, 21.10.2002http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован